8 (800) 333-00-75

"Натуральный" продуктовый обман: как потребитель клюет на этикетку

Рынок органических и экологически чистых продуктов в России практически отсутствует. Производитель, ставящий на свой продукт маркировки "Натур" или "Органик", но не имеющий при этом сертификата, просто вводит потребителя в заблуждение.

На круглом столе, организованном "Деловой газетой Ленинградской области" в рамках выставки Interfood, эксперты поделились своими соображениями по данной проблеме. Одна из причин сложной ситуации – отсутствие законов, регулирующих эту сферу. Впрочем, и сам потребитель не спешит повышать уровень знаний в этой сфере.

Сегодня в России существует только добровольная сертификация экологически чистых продуктов питания. Никаких государственных стандартов до сих пор нет. Большое количество "натуральной", "органической" и "экологически чистой" еды в рекламных роликах и на прилавках магазинов не должно вводить в заблуждение российского потребителя.

"Российские законодатели уже пятый раз, по-моему, рассматривают проект закона об органик-сертификации. Но так и не могут принять его. А цена на зарубежную сертификацию выросла вслед за курсами валют", – комментирует директор Экологического союза Юлия Грачева.

Российские компании, предлагающие подобную сертификацию, сами вырабатывают требования ко всему жизненному циклу производства. Требования разных компаний, таким образом, могут различаться, хотя в основе их, как правило, лежат одни и те же принципы: отсутствие ГМО, отсутствие пестицидов, отсутствие любых химических добавок. Требования предъявляются не только к самому продукту, но и к почве, кормам и т. д., объяснила руководитель регионального органа по сертификации Юлия Шеина.

Эксперты признают, что отчасти принятие закона оттягивается искусственно. Причина – опасения законодателя, что к строгим стандартам отечественный производитель просто окажется не готов. Начальник производства "Корпорация Ди энд Ди" Александр Герасимов навал это "синдромом ЕГЭ": "Устанавливаем планку, а за нее никто не прыгнул, снижаем – опять никого. И так снижаем до уровня, на котором не было смысла и устанавливать".

Законопроект бесконечно упрощают, подгоняя его в конечном итоге под российскую реальность, считает Юлия Грачева. Тем не менее, по ее словам, в Ленинградской области есть производители, получившие ни много ни мало европейский органик-сертификат на свою продукцию. "Наши инспекторы, аккредитованные при европейских органах сертификации, помогают готовить документы, помогают нашим производителям достичь соответствия европейским требованиям. Зарубежный органик-сертификат уже получили компании "Алеховщина" и "Живое поле", – рассказала Юлия Грачева.

Доля малая

Мировой рынок органических продуктов развивается довольно динамично. Если он сохранит существующие темпы роста, то к 2020 году, по мнению зарубежных экспертов, его объем достигнет 200–250 млрд долларов.

В Европе так называемые биопродукты, или экопродукты, занимают до 20% магазинных полок. По оценке независимого эксперта по здоровому питанию Ксении Царегородцевой, в России их доля колеблется пока в районе 1%. Правда, фермеры, позиционирующие свой товар как экологически чистый, довольно активно торгуют через Интернет.

Эксперты также отмечают, что экологически чистыми и полностью натуральными могут быть лишь продукты сравнительно небольших производств, а там, где производство осуществляется в промышленных объемах, это практически невозможно. Данная аксиома распространяется и на крупные фермерские хозяйства, которые по объему производства иной раз могут поспорить с сельхозгигантами. Крупные хозяйства, как правило, способны сертифицировать не всю продукцию, а только определенную линейку. Так, например, поступила компания Valio. Но в данном случае речь идет о переработке.

Однако какая-либо сертификация оказывается не под силу маленьким хозяйствам-производителям, которые и без того стонут под гнетом кредитов и с боями пробиваются на полки магазинов. При этом конкурировать им скоро придется не только с крупными производствами. "Экопредприятия только-только создаются. Если сейчас не занять эту нишу, то через два года все экопродукты будут импортные, ведь санкции не вечны", – прогнозирует Александр Герасимов.

Эксперты едины во мнении, что натуральность продукта ко всему прочему значительно повышает его себестоимость. Сейчас, в период кризиса, мало кто готов вкладываться одновременно в экологичность, продвижение и сертификацию, отмечает Наталья Вязникова, руководитель отдела продаж сети мини-маркетов "Экоточка".

Другим путем

Первоначально российский законодатель предлагал создать специальный государственный орган по органик-сертификации и сертификации экологически чистой и безопасной продукции. Однако эксперты сочли, что единому органу не справиться со столь масштабной задачей.

Специалисты предложили перенять уже хорошо отработанный западный вариант – сертификация проводится частными компаниями, аккредитованными в государственном органе. Также ясность в вопрос внесли бы единые требования к сертифицированным продуктам. В таком случае любая маркировка – "Натур", "Эко", "Био" и тому подобная – будет понятна покупателю, в то время как сейчас за подобным "клеймом" в каждом отдельном случае может подразумеваться что-то свое.

Сам потребитель, правда, по признанию игроков рынка, не слишком хорошо ориентируется в "экологических" терминах. Большинство людей не отличает органик-продукты от просто экологически безопасных. Многих "гипнотизирует" этикетка "Фермерский продукт", не означающая, тем не менее, что данный продукт свободен от пестицидов или красителей. Мало кто из рядовых покупателей отдает себе отчет в том, что без сертификата на корма не может быть и сертификата на мясо. И так далее.

Ритейлеры в основной массе подобострастия к сертификации не испытывают. "О доверии сертификации говорить не совсем верно. Мы доверяем отдельным производителям и брендам. Сертификация сегодня в большей степени маркетинговый ход, направленный на потребителя", – считают в сети "Азбука вкуса".

По словам Ксении Царегородцевой, семинары и просто работа консультантов в магазинах могли бы повысить уровень понимания у населения. А более требовательный покупатель – это еще один стимул для продавцов и производителей.

Ирина Полякова

Деловая газета Ленинградской области, 19 июня 2015 г.

http://www.dglo.ru/news/2015-06-19/naturalnyy-produktovy-obman--kak-potrebitel-klyueyt-na-etiketku/

Читайте также

Наши преимущества