8 (800) 333-00-75

Здоровье не купишь, пока не вырастишь и не продашь

Фермеры Северо-Запада очень рассчитывают на реализацию госпрограммы по поддержке отечественного агропрома.

Президентский посыл

На прошлой неделе Президент РФ Владимир Путин провел выездное совещание по вопросам развития агропромышленного комплекса. Перед этим он встретился с представителями крестьянско-фермерских хозяйств и тем самым дал понять, что поддержка именно этих малых и средних форм агропромышленного бизнеса – один из приоритетов государственной политики. О том, что именно фермеры могут и должны стать основой для возрождения «нового села» (поскольку именно они формируют социальную и экономическую среду для тех, кто готов жить и работать в деревне, а не «искать счастья» в городе), «Эксперт Северо-Запад» говорил неоднократно (см. материалы «Новая сельская новь» № 16 за апрель 2015 года и «Операция «Кооперация» № 36-38 за сентябрь 2015 года).

Теперь это озвучил и Владимир Путин: «В последние годы на поддержку сельского хозяйства государство выделяет значительные бюджетные ресурсы. Неоднократно подчеркивал и сегодня хочу сказать: необходимо обеспечить оперативное доведение до конкретных производителей этих средств, в том числе до крестьянских фермерских хозяйств».

На том же совещании глава Минсельхоза Александр Ткачев сообщил, что в 2016 году на реализацию госпрограммы по поддержке отечественного агропрома планируется направить 237 млрд рублей.

Фермеры Северо-Запада очень рассчитывают на часть из этого «золотого дождя». При этом они не только возрождают производство традиционных для региона сельхозпродуктов, но и пытаются создавать новые, ориентированные на нишевые (и пусть пока не очень массовые), но очень перспективные рынки. Один из таких примеров – производство продуктов функционального питания, за которым эксперты видят огромное будущее.

Под термином «функциональное питание» понимают продукты, которые предназначены для систематического употребления в составе пищевых рационов всеми возрастными группами с целью снижения риска развития заболеваний, сохранения и улучшения здоровья за счет наличия в их составе физиологически функциональных пищевых ингредиентов. Это могут быть сладости без сахара, продукты для лиц, которым запрещены к употреблению определенные виды продукции (безглютеновая), питание с содержанием полезных и эффективных ингредиентов и биологически активных компонентов.
Один из наглядных примеров продукта из ряда функционального питания – топинамбур. Широкому потребителю он не очень известен, хотя этот плод, внешне напоминающий картофель, назван культурой XXI века и чрезвычайно ценится в передовом Китае. В отличие от бульбы, «иерусалимский артишок»/«земляная груша»/«солнечный корень» чрезвычайно полезен, содержит большое количество инулина, оказывает положительное влияние на пищеварительную систему и имеет много других полезных свойств, а также набор из 400 вариантов приготовления блюд. Развитие этой культуры в России признано важным на высоком уровне, в 2013 году была утверждена государственная программа «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура на 2013-2016 годы».

Функциональный фермер

Растущий рынок функционального питания получил еще одного игрока. На выращивании и переработке малоизвестного, но чрезвычайно полезного топинамбура фермеру из Ленинградской области удалось построить успешный бизнес – с ориентацией на оздоровление потребителей

«Мне всегда хотелось заняться чем-то полезным для людей. Поэтому, услышав предложение выращивать топинамбур, удивилась – считала земляную грушу вредным сорняком, с которым приходится бороться в огороде. Но сейчас абсолютно уверена в пользе этой сельскохозяйственной культуры», – рассказывает молодой фермер Наталья Анушкевич.

Наталья – единственный фермер на Северо-Западе, который занимается выращиванием и переработкой топинамбура. Имеет высшее экономическое образование, несколько лет проработала в сельхозпредприятии, обучалась на курсах в аграрном университете, является выпускницей Президентской программы. В 2014 году Наталья получила грант правительства Ленинградской области и начала работу. За это время удалось наладить сотрудничество с Агрофизическим НИИ для повышения эффективности посадок, договориться с перерабатывающим предприятием и вместе с ним начать продавать продукцию из топинамбура через крупнейшие торговые сети.

Наталье Анушкевич удалось то, о чем мечтают многие фермеры, – выйти на переработчика своей продукции, чтобы дойти до потребителя. Партнером Натальи стала «Корпорация Ди энд Ди», которая является практически единственным на Северо-Западе производителем и поставщиком продуктов для здорового и диетического питания на основе нескольких видов натуральных растительных компонентов: стевии (натурального подсластителя), амаранта (зерна) и топинамбура. Сейчас совместно с «Корпорацией Ди энд Ди» Наталья Анушкевич производит сироп из топинамбура, хлебцы, сладости, джемы, икру.

Этот пример взаимодействия очень удачно пришелся на растущий на Северо-Западе рынок функционального питания, из российского сегмента ушли западные продавцы и производители, поэтому есть ниша для отечественного производителя.

Сейчас рынок функционального питания динамично развивается, по оценке управляющего маркетинговыми проектами ООО «Корпорация Ди энд Ди» Алексея Насонова, за три года он вырос в три раза, что связано не только с ростом заболеваний, но и с улучшением жизни населения. Да и не имеющие необходимости по противопоказаниям, россияне стали следить за своим здоровьем и снижают калорийность потребляемых продуктов. Продукция без сахара стала в последний год значительно популярней после публикации в марте 2015 года рекомендаций ВОЗ, снизивших физиологические нормы потребления сахара в два раза после подписания Владимиром Путиным Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «О сахарном диабете».

«Продажи диетических и диабетических продуктов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области составляют порядка 150-200 млн рублей в месяц. С уверенностью можно сказать, что толчок развитию данного рынка в нашем регионе дала законодательная база, устанавливающая норматив в 5% продажи специализированных продуктов питания, прежде всего диабетической. В связи с чем был дан мощный толчок развитию данного рынка именно в Санкт-Петербурге, и его объем вырос за последнее десятилетие на порядок, – комментирует Алексей Насонов. – Доля от общих продаж сетевой продуктовой розницы этой продукции составляет 1,5-2% в масштабах РФ».

По оценке президента российской диабетической ассоциации (РДА) Михаила Богомолова, СЗФО по объему продаж и производства диабетических продуктов находится на втором месте после ЦФО. Объективно оценить объем продаж затруднительно, но это около 15% от пищевого рынка в целом», – отмечает эксперт. Основной сегмент сбыта – федеральные сети, которые для себя очень серьезно последние шесть месяцев рассматривают и пересматривают диабетический ассортимент. «РДА в последние месяцы получает довольно много запросов от сетевиков о качестве и о рекомендованности разных видов продукции, появляются интернет-магазины диабетической продукции», – отмечает Михаил Богомолов.

http://www.expertnw.ru/news/2015-09-28/zdorovey-ne-kupish-poka-ne-vyrastish-i-ne-prodash

Читайте также

Наши преимущества